Разработаны жаропрочные сплавы для газовой турбины авиационного двигателя

Разработаны жаропрочные сплавы для газовой турбины авиационного двигателя

Специалисты НИЦ "Курчатовский институт" создали пять новых литейных жаропрочных сплавов для авиационного двигателя ПД-8.
ПД-8 представляет собой современный двухконтурный турбовентиляторный двигатель, головным разработчиком которого является ПАО "ОДК-Сатурн". Неоспоримым преимуществом двигателя ПД-8 перед предшественниками выступает улучшенный удельный расход топлива, пониженная стоимость жизненного цикла и соответствие всем экологическим стандартам.
Серийное производство новых сплавов было организовано на мощностях высокотехнологичного научно-производственного комплекса НИЦ "Курчатовский институт", оснащенного самым современным оборудованием. Уже проведена их общая квалификация для наиболее ответственных и высоконагруженных деталей газовой турбины двигателя.
Сплав ВЖМ12 для монокристаллических рабочих лопаток турбины по механическим свойствам и длительной прочности при рабочей температуре 1100 °С превосходит широко применяемые в настоящее время жаропрочные никелевые сплавы, содержащие рений.
Сплав ВЖМ200 для рабочих лопаток с уникальной для отечественного двигателестроения тонкостолбчатой однонаправленной структурой и сплав ВЖЛ125 для сопловых лопаток с равноосной структурой легированы гафнием, что обеспечивает повышенную пластичность при сохранении высокой прочности.
В сплавах ВЖЛ718 и ВЖЛ220 основной механизм упрочнения отличается от остальных литейных жаропрочных никелевых сплавов и реализуется за счет интерметаллидной фазы на основе Ni3Nb. Благодаря этому данные сплавы обладают высокой свариваемостью, что является критически важным свойством для корпусных деталей. Литейные материалы подобного класса в России были разработаны и паспортизованы впервые.
Научно-производственный комплекс выплавки жаропрочных сплавов НИЦ "Курчатовский институт" может выпускать до 400 тонн готовой продукции ежегодно, что обеспечит потребности в новых высококачественных материалах для производства двигателей ПД-8.
По совокупности технологических и механических свойств, а также, что немаловажно, по стоимости данные материалы не уступают, а по отдельным характеристикам превосходят отечественные и зарубежные сплавы-аналоги.

Источник: infomach.ru